On-line translater

Привет из прошлого

  • Кордон КП, 1977 г. Автор Е.В.Новомодный
  • Кордон КП, 2012 г. Автор Е.В.Новомодный
  • Каска среди других обнаруженных вещей на КП, 2012 г. Автор Е.В.Новомодный
  • Каска среди экспонатов экспозиции "Царская дорога"

Территория Буреинского заповедника славится своей первозданной нетронутостью. Даже до организации заповедника в 1987 году, кроме охотничьего промысла, доля которого по району была менее процента, примеров использование данной территории человеком в своих нуждах немного. На память в первую очередь приходит «Царская дорога», проложенная (местами до сих пор хорошо сохранившаяся) через северный участок заповедника, и игравшая в первой половине 20-го столетия важную роль в доставке грузов и перемещении населения в этих суровых труднодоступных местах. Но мало кто знает, что примерно в тех же местах, и зачастую прямо вдоль «Царской дороги», в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого столетия была проложена линия связи. Очевидцы рассказывают, что на столбах было натянуто более десятка проводов, один из которых якобы был правительственной линией связи. Линия связи выполняла свою функцию до конца 70-х годов прошлого столетия, затем  с развитием спутниковой связи необходимость в ней отпала. Но покосившиеся столбы с обрывками проводов, и не до конца еще заросшие просеки, можно увидеть в заповеднике по сей день.

На территории заповедника имеется кордон под названием КП. Бревенчатый дом был предположительно построен незадолго до начала войны, и в нем круглогодично проживали смотрители-связисты. По рассказам энтомолога Е.В.Новомодного, который в студенческие годы проходил практику в этих местах и останавливался на КП, в 1977 году линия еще функционировала и на кордоне жил смотритель с семьей.

Именно с этого кордона на днях госинспектором  Павлом Лисиином, который с напарником осуществлял ремонт данного кордона, в музей заповедника была принесена металлическая каска. Первая мысль была, что это каска принадлежала австрийским военнопленным, которые активно были задействованы на строительстве «Царской дороги». Однако при более детальном осмотре было выяснено, что это каска ПШ-40. Эта модель была разработана перед самой войной и широко использовалась в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы, спасла множество жизней наших солдат.

Как каска оказалась на кордоне, вдали от театра военных действий? Скорее всего, каска принадлежала одному из смотрителей-фронтовиков, который бросил ее по причине прихода в негодность (каска имеет несколько сквозных трещин).

Данная каска станет экспонатом музея Буреинского заповедника, пополнит экспозицию «Царская дорога», в которой представлены личные вещи, строительные инструменты создателей дороги, найденные сотрудниками заповедника во время работы в этих местах. Хотя каска и относится к более позднему периоду, но связь между старой дорогой и линией связи все-таки прослеживается. Не случайно связисты при прокладке линии связи взяли за основу уже построенную дорогу – это значительно облегчало ее проведение и обслуживание.

Это интересноархив статей

Присоединяйтесь к нам

Карта

Погода в заповеднике

Опросархив опросов

А хорошо ли вы знаете природу Родного края? Выберите правильный вариант ответа.

Loading ... Loading ...